Все крюки делятся на однорогие и двурогие. Последние из-за своей симметрии напоминают якорь, и берут чуть больший вес на тяжелом и весьма тяжелом режиме работы подъемного механизма. Кроме того, крюки двурогие предпочтительнее при работе с габаритными грузами, а также в случаях, когда необходимо стабилизировать положение груза в пространстве.
Крюки пластинчатые более грузоподъемные, поэтому выбираются для грузов, массой до 500 тонн, тогда как кованые рассчитаны не более чем на 100 т. Тем не менее, кованые крюки наиболее распространены, поскольку грузом, массой свыше 100 тон, приходится оперировать очень редко. Из-за чего нет смысла покупать пластинчатый крюк и всякий раз переоснащать подъемное устройство.
Независимо от способа изготовления, крюки однорогие и крюки двурогие, должны быть тяжелыми: средства грузовой механизации опускают крюк на тросе под воздействием силы его тяжести, поэтому вес крюка – не его недостаток, а главное достоинство. Были попытки произвести прочные и легкие, полые крюки однорогие, но эти изыскания кончились тем, что к крюкам пришлось добавлять груз для свободной размотки крановой бобины и его стабилизации в висячем положении при наличии довольно жесткого стального каната.
Способы крепления крюка к грузовому тросу отличаются. Хвостовик крюка редко имеет проушину для троса или каната, и в большинстве случае подобная конструкция не применяется. Наши крюки снабжаются гайкой с резьбовым соединением на хвостовике и в сборе рассчитаны на использование вертлюга. Подобная же конструкция позволяет использовать крюки однорогие с крановыми подвесками, и облегчает работу стропальщика: поднятый таким крюком груз легче поворачивать, чем груз, подвешенный на цепном крюке с вилочным соединением или крюке с коушем.
Второй важной деталью крюка является замок – деталь очень необходимая с точки зрения техники безопасности и сохранности груза. Замок имеет форму скобы, охватывающей половину крюка. Когда крюк свободен, скоба свободно откидывается. Но если груз зацеплен, он препятствует раскрытию скобы и не может соскочить с крюка. Федеральный Горный и Промышленный Надзор России заставляет выбраковывать крюки однорогие и двурогие, не имеющие замков. Их отсутствие многократно повышает риск соскальзывания и выпадения груза по время работы.